По словам регулятора, ЦБ рекомендовал банкам такой вариант действий, так как большая часть таких клиентов, дабы избежать начисления пени и штрафов, либо перешла на индивидуальные планы реструктуризации задолженности, либо вернулась на стандартный график обслуживания кредита.
В целом, за время действия закона 106 ФЗ (с апреля по октябрь 2020) банки получили более 388 тыс. заявок на предоставление кредитных каникул и удовлетворили чуть меньше половины из них - почти 160 тыс. требований на общую сумму около 78,5 млрд руб. Оформить кредит можно было по упрощенной процедуре - подать заявку по телефону, а затем, а протяжении 3 месяцев по прекращению режима самоизоляции, лично предоставить в банк документы, которые подтверждали падение дохода не менее, чем на 30%. Причиной аннулирования большей части кредитов стали ошибки в расчетах - так, например, некоторые граждане ошибались при подсчете среднемесячного дохода, забывая исключить из расчета 4 месяца с самым большим и 4 месяца с самым низким доходом за прошедший год, и, как следствие, получали от банка уведомление об аннулировании кредитных каникул. В службе не исключают, что число таких заемщиков, по собственной вине введенных в заблуждение, будет расти до конца года, когда истекает срок предоставления оригиналов документов о доходе в банк. При этом самое большое беспокойство у банков и у регулятора вызывают так называемые "молчуны" - клиенты, которые не реагируют ни на звонки от банка, ни на смс, ни на письменные извещения и не успеют реструктуризировать задолженность и донести документы до конца года. Но даже они, по заверениям ЦБ, не останутся без поддержки - регулятор продолжает с банками переговоры с целью выработать программу лояльности для таких клиентов, так как ЦБ заинтересован в том, чтобы у каждого заемщика были в распоряжении эффективные и действенные инструменты погашения задолженности, особенно - в сложной экономической обстановке.
В целом, из всех возможных форм реструктуризации задолженности, которые были доступны гражданам во время карантина, граждане чаще всего выбирали именно кредитные каникулы - обращения по ним составили около 13,5% всех заявок. Всего с конца марта по начало октября в российские банки поступило почти 3 млн заявок с ходатайством об изменении условий кредитного договора. По данным регулятора, по состоянию на 7 октября банки удовлетворили 1,7 млн обращений и реструктуризировали 1,6 млн договоров на общую сумму 778 млрд руб.
Несмотря на то, что крайний срок подачи ходатайств о кредитных каникулах миновал 30 сентября, ЦБ выступает за то, чтобы банки продлили срок реструктуризации проблемных займов до конца и года и предложили таким клиентам собственные программы реструктуризации.