Во второй эксперимент отобрали 140 участников возрасте 18-68 лет. Участникам предложили несложную работа за фиксированную сумму, а также сказали, что они могут иметь приработок за дополнительную работу. При этом так же, как и в первом эксперименте половине участников сообщили, что приработок поступает из «грязной» компании. Оказалось, что за приработок от «грязной» компании взялись гораздо меньше участников.
«Большинство людей отказываются от денег, которые имеют аморальное происхождение», - заключают исследователи (обратим внимание – не преступное происхождение, а аморальное).
Исследователи показывают, почему на Западе компании (и топ-менеджеры) стараются дорожить репутацией в различных областях (трудовом, экологическом, акционерном, инсайдерском и пр. правах). Почему в этом мире работает бойкот потребителей, почему заметна сила СМИ, способных вытаскивать на свет грязные дела компаний – и это подчас оказывается действеннее, чем суды. Почему в мире протестантской этики слабо распространена коррупция. Проще говоря, в основе ответов на эти вопросы лежат культурные особенности таких обществ.