Новости

Пахнут ли деньги: насколько покупательная способность денег зависит от источника их происхождения

В ходе первого эксперимента двум группам из 70 студентов, была предложена небольшая сумма денег, полученная от выигрыша в лотерею. Одной половине участников учредителем лотереи была названа компания с безупречной репутацией, другой – «грязная», печально известная различными нарушениями в области этики бизнеса, трудовых прав и экологии. Затем всем участникам было предложено оценить, какую они смогут купить «корзину» продуктов, у которых по стране примерно одинаковая стоимость (хлеб, молоко, кока-кола и т.п.) Группа студентов, получивших «грязные» деньги, купила меньше продуктов, чем те, кто получил «чистые» деньги. «Грязная» репутация источника денег привела к их символической девальвации.

Во второй эксперимент отобрали 140 участников возрасте 18-68 лет. Участникам предложили несложную работа за фиксированную сумму, а также сказали, что они могут иметь приработок за дополнительную работу. При этом так же, как и в первом эксперименте половине участников сообщили, что приработок поступает из «грязной» компании. Оказалось, что за приработок от «грязной» компании взялись гораздо меньше участников.
«Большинство людей отказываются от денег, которые имеют аморальное происхождение», - заключают исследователи (обратим внимание – не преступное происхождение, а аморальное).

Исследователи показывают, почему на Западе компании (и топ-менеджеры) стараются дорожить репутацией в различных областях (трудовом, экологическом, акционерном, инсайдерском и пр. правах). Почему в этом мире работает бойкот потребителей, почему заметна сила СМИ, способных вытаскивать на свет грязные дела компаний – и это подчас оказывается действеннее, чем суды. Почему в мире протестантской этики слабо распространена коррупция. Проще говоря, в основе ответов на эти вопросы лежат культурные особенности таких обществ.