Новости

Телефонные мошенники выдумывают новые способы терроризировать россиян

Такие данные обнародовали на заседании Совета ассоциации российских банков - по словам инсайдеров, речь о взрывном росте числа киберпреступлений в стране. Чем активнее финтех проникает в жизнь каждого россиянина - тем больше инструментов появляется также в распоряжении преступников. При этом данные разных контролирующих ведомств сильно разнятся между собой. Есть потребность выработать единые стандарты к оценке и расследованию таких преступлений, усилить наказание и охрану банковской тайны, выделить в отдельную статью УК наказания за незаконное получение и разглашение сведений, содержащих банковскую тайну.

Однако действовать лучше на опережение - информировать граждан и работать над развитием финансовой грамотности. В частности, Банк России рекомендовал коммерческим банкам в преддверии новогодних праздников, во время которых активность преступников традиционно возрастает, проинформировать клиентов о том, как распознать мошенника и не попасть на его крючок.

1. Неожиданность звонка - неизвестный номер, респондент, представляющийся именем банка или магазина, от которого у вас нет поводов ждать звонка. Ведь если с вашим счетом все в порядке, вы не просрочили выплату кредита, не теряли карту и не осуществляли операций по оплате в интернете, у сотрудника банка вряд ли есть повод связываться с вами.

2. Разговор касается перевода денег - респондент просит перевести деньги под любым предлогом - для помощи родственникам, попавшим в беду, чтобы спасти деньги от мошенников, которые якобы завладели счетом, оплатить срочную бронь, внести аванс, чтобы успеть воспользоваться супервыгодным предложением - и пр.

3. Респондент завлекает выгодным предложением - инвестиционными инструментами с высокой доходностью, акциями, уникальными кредитными или депозитными условиями. 

4. Ваш визави пытается под любым предлогом завладеть платежной информацией и личными данными - узнать код из СМС или CVV-код, ПИН-код, номер карты или счета. Сотрудник банка никогда не спрашивает эти данные - хотя бы по той причине, что у него и так есть доступ к ним. 

5. Использование манипуляций, эмоциональных крючков и давления - вас торопят, говорят о том, что действовать надо срочно, давят на эмоции - завлекают выгодным предложением с ограниченным сроком действия, запугивают, угрожают.

Представители банка действительно могут звонить клиентам при проведении с карты подозрительных операций - например, если они проводятся с непривычных мест, настроено шаблонное или автоматическое списание по оплате подписок в Интернете, по карте зафиксирована подозрительная активность или частота операций. Даже в таком случае лучше перезвонить в банк по номеру официальной горячей линии и уточнить информацию.

За последнее время звонки злоумышленников, выманивающих данные платежных карт, стали основным каналом хищения средств из банков. За период карантина активность мошенников, на которых работают целые колл-центры, активизировалась в 3 раза. Преступники научились использовать технологии, с помощью которых из звонки очень трудно отличить от звонков из банка. Мошенники чаще всего представляются сотрудниками служб безопасности банка - при этом на экране телефона отображается реальный номер банка, но сам номер аферистов скрыт при помощи средств IP-телефонии, которая дает возможность создавать неограниченное количество номеров.