Новости

Количество жалоб в Банк России выросло на 18% в 2022 году

Количество жалоб в Банк России выросло на 18% в 2022 году

За год Банк России получил 368 тысяч жалоб от физических лиц и инвесторов. Причина такого роста жалоб – санкции и ограничения. Большинство претензий поступало на кредитные организации. В основном они касались зарубежной валюты, изменения условий кредита и кредитных каникул. Поведенческий надзор Банка России, который контролирует соблюдение банками норм закона, нацеленные против навязывания коммерческих услуг, содействовал сокращению количества жалоб в сфере кредитования, а именно потребительского (на 20,6%) и ипотечного (на 10,7%).

Увеличение количества жалоб на страховые компании (на 30,2%) произошло из-за большого количества запросов относительно изменения коэффициента бонус-малус, использующегося для расчёта цены ОСАГО. Запросы, которые не предусматривали решение дела заявителя, были сформированы коммерческими сайтами-посредниками, причем они не содержали нужной информации.

Также весной возросло количество жалоб на ремонт по ОСАГО, так как нужные детали отсутствовали, в связи с этим задерживались сроки ремонта, но летом число жалоб восстановилось до уровня 2021 года. Так, на проблемы, которые связаны с приведением в порядок потерь по ОСАГО, клиенты в 2022 году жаловались редко.

Количество жалоб на микрофинансовые организации уменьшилось на 5,6%, в первую очередь из-за уменьшения количества обращений по возврату задолженности. Но, одновременно с этим стали чаще появляться жалобы на мошенничество, а именно оформление мошенниками займов на чужое имя. Оптимальным решением проблемы было установление порядка проверки личности заемщика при выдаче онлайн-микрозаймов, вместе с этим в разработке находится механизм самозапрета на займы и кредиты.

В разы выросло количество жалоб на участников рынка ценных бумаг. Это было вызвано вынужденными переводами брокерских счетов и ИИС от брокеров, которые оказались под санкциями другим участникам рынка, и блокированием иностранных ценных бумаг. Принят закон о сохранении права на налоговый вычет у инвесторов, которые открыли новые ИИС, так как был нарушен стандартный срок закрытия старых.

Увеличение числа жалоб, связанных с мисселингом (на 40%), произошло в целом из-за не совсем корректных продаж паев ПИФ, продуктов и услуг доверительных управляющих, включая полисы накопительного страхования жизни, которые были оформлены до этого. В связи с этим Банк России ввел правила информирования клиентов об особенностях и рисках инвестиционных продуктов.